Данный сборник упражнений для трубы, составленный Евгением Алимовым, представляет собой эффективную, тщательно подобранную коллекцию упражнений для развития исполнительской техники, основанную на методиках всемирно признанных авторов: V. Cichowicz, H. Clarke, T. Dokshitzer, J. B. Arban, M. Schlossberg, C. Colin и др.
Сборник включает в себя упражнения, направленные на развитие гибкости, расширение диапазона, улучшение подвижности, отработку артикуляции, а также на работу над гаммами, хроматизмами, интервалами и многое др.
Удобная структура с разделением на тематические блоки позволяет трубачу ежедневно играть упражнения из каждого раздела, обеспечивая сбалансированное и всестороннее развитие исполнительских навыков. Идеально подходит для музыкантов всех уровней подготовки, стремящихся к совершенствованию техники игры на трубе.
ДАЛЕЕ ПРОПИСАНЫ РАСШИРЕННЫЕ ПРИМЕРЫ КОМПЛЕКСОВ, КОТОРЫЕ МОЖНО ВЗЯТЬ ЗА ОСНОВУ, НЕ СТОИТ БЕЗДУМНО СЛЕДОВАТЬ ДАННЫМ РЕКОМЕНДАЦИЯМ.
ЗАДАЧА КАЖДОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ ПРИДУМАТЬ
СВОЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ,
КОТОРЫЙ ПОДХОДИТ ИМЕННО ЕМУ.
Комплекс (Легкий) укороченный вариант играется по одному, два упражнения из каждого раздела.— Buzzing № 1, 2
— Bending № 1, 3
— Сichowicz № 1
— Clark № 1 (несколько строчек) разными штрихами, ощущение что играем длинные звуки)
— Гаммы и артикуляция № 1, 3, 11 (Выборочно)
— Гибкость и диапазон №1, 6, 8, 16, 17 (Выборочно)
— Хроматизмы № 1а, 1б
— Арбан №1 (несколько строчек)
Комплекс (Стандарт 1) укороченный вариант играется по одному, два упражнения из каждого раздела. — Buzzing № 5, 4
— Bending № 2, 5
— Сichowicz № 2 (в вариантах) или №4
— Clark № 3 (несколько строчек) разными штрихами, ощущение что играем длинные звуки, № 5 (начинать с фа# малой октавы, страница 28)
— Гаммы и артикуляция № 6а, 6б, 5, 12, 22 (Выборочно)
— Гибкость и диапазон №4, 5, 7, 10, 18, 22 (Выборочно)
— Хроматизмы №2, 3
— Арбан №1, 2 (несколько строчек)
Комплекс (Стандарт 2) укороченный вариант играется по одному, два упражнения из каждого раздела.— Buzzing № 3, 6
— Bending № 3, 4
— Сichowicz № 2 (в различных вариантах) или № 3
— Clark № 1 (расширенную версию в отличии от комплекса ЛЕГКИЙ) или №5
— Гаммы и артикуляция № 7а, 7б, 14а, 14б, 15 (Выборочно)
— Гибкость и диапазон №2, 11, 19, 20, 21 (Выборочно)
— Хроматизмы №3, 4
— Арбан № 4, 3
Комплекс (Сложный 1) укороченный вариант играется по одному, два упражнения из каждого раздела.— Buzzing № 3, 7
— Bending № 8, 9
— Сichowicz №3, 4
— Clark № 2, 6
— Гаммы и артикуляция № 8, 9, 10, 13, 16, 23, 24, 25 (Выборочно)
— Гибкость и диапазон №3, 12, 13, 14, 15 (Выборочно)
— Хроматизмы №5, 6, 9
— Арбан № 5, 6
Комплекс (Сложный 2) укороченный вариант играется по одному, два упражнения из каждого раздела.— Buzzing № 6, 8
— Bending № 2, 4, 7 (Выборочно)
— Сichowicz №5
— Clark № 4, 5
— Гаммы и артикуляция № 17, 18, 19, 20, 21, 26 (Выборочно)
— Гибкость и диапазон №22—25 (Выборочно)
— Хроматизмы №7, 8, 11 (Выборочно)
— Арбан № 3, 6
Практические рекомендации:РАЗДЕЛ
"Buzzing" на мундштуке или губах (жужжание) - это прием звукоизвлечения, при котором губы вибрируют, создавая звук похожий на жужжание пчелы или гудение, без использования инструмента, только с помощью мышц губ и воздушного потока. Старайтесь играть buzzing каждый день, как первые упражнения трудового дня.
ЗАДАЧИ:
1. Используйте метроном, четкое попадание в метроритм.
2. Глубокий вдох
3. Начало каждого оборота без использования языка.
4. Следить за ровным и насыщенным glissando, следить что бы вибрация губ не прерывалась (очень важно).
5. В день достаточно играть 2-3 упражнения на выбор исполнителя, учитывая состояние губного аппарата.
«Buzzing» — помогает развить сразу несколько аспектов игры:
-
Мускулатуру губ. Регулярные упражнения по «buzzing» укрепляют мышцы губ, необходимые для устойчивого и точного звукоизвлечения.
-
Прекрасная разминка. Начните утреннее занятие с
«buzzing».
-
Контроль над дыханием. Правильное исполнение «buzzing» требует контролируемого и стабильного воздушного потока.
-
Интонация. Так как вибрация губ непосредственно влияет на высоту звука.
-
Положение губ. «Buzzing» помогает найти оптимальное положение губ для эффективного звукоизвлечения.
РАЗДЕЛ
«Bending» (изгиб) на трубе — это техника игры, при которой музыкант плавно изменяет высоту звука, создавая эффект "скольжения" между нотами. Такой эффект достигается за счёт изменения формы губ и силы воздушного потока, направляемого в мундштук. Правильное выполнение «bending» на трубе делает звук более богатым и насыщенным. Освоение «bending» требует регулярной практики и контроля над дыханием, мускулатурой губ и языка.
ЗАДАЧИ:
1. Играть под метроном, внимательно считать.
2. Глубокий вдох
3. Добиваться плотного и красивого звучания инструмента во время исполнения «bending».
4. Отнимайте мундштук от губ, делайте паузы когда это необходимо
5. Применяйте «bending» в других упражнениях сборника.
Bending на трубе — это комплексное упражнение, развивающее сразу несколько аспектов игры:
- Контроль дыхания. «Bending» требует точного и контролируемого дыхания. Необходимо поддерживать стабильный поток воздуха, плавно изменяя его давление для достижения плавного изгиба тона. Упражнения на «bending» помогают музыкантам развить выносливость дыхания и точность его контроля.
- Мышечный контроль губ и языка. Изменение высоты звука при «bending» достигается за счет тонких движений мышц губ и языка. Регулярная практика «bending» помогает развить тонкую моторику этих мышц, укрепляя и добавляя выносливости.
- Интонация. Для успешного выполнения «bending» необходимо точно чувствовать и контролировать высоту звука. Упражнения помогают музыкантам улучшить интонацию, научиться точно попадать в нужные ноты и плавно переходить между ними.
- Музыкальность и выразительность. Bending — это не просто технический приём, но и выразительное средство.
V. CICHOWICZ - трубач и педагог, известный своими методическими разработками, в частности, вокализами для медных духовых инструментов. Эти простые упражнения используются трубачами по всему миру. Они идеально подходят для разминки, потому что начинаются с простого регистра и постепенно расширяются, увеличивая не только диапазон, но и длину. Они могут показаться простыми, однако для правильного их исполнения требуется много практики и они действительно разовьют ваше звучание и способность петь на инструменте.
ЗАДАЧИ:
1. Каждый оборот до знака фермата исполняется на одном дыхании, из этого следует выбор темпа (Глубокий вдох)
2. Исполняется на трубах строев B, C, D, ES, Piccolo in A, B.
3. Упражнения рекомендуется проигрывать Frullato.
4. Bending можно применять во всех упражнениях автора.
РАЗДЕЛ
H. Clark Великий корнетист Герберт Л. Кларк верил в пользу длинных нот, но считал, что жесткости амбушюра можно избежать, если во время длинных нот будут происходить небольшие сокращения и расслабления мышц. Никогда не держите губы жесткими, сохраняйте их эластичными и податливыми.
Большинство упражнений Кларка включают в себя небольшую степень гибкости. Эти типы упражнений иногда называют «движением длинных тонов». Играйте упражнения №1-3,5 используя то же ощущение воздушного потока, что и при игре длинных нот.
В сборнике прописаны штриховые варианты исполнения упражнений Кларка, которые я применяю в своих ежедневных занятиях.
РАЗДЕЛ
Гибкость и ДиапазонРазвитие верхнего регистра на трубе — это длительный процесс, требующий терпения, дисциплины и правильного подхода. Он включает в себя несколько взаимосвязанных аспектов:
Дыхание: Ключ к успеху. Необходимо освоить диафрагмальное дыхание, обеспечивающее мощный и контролируемый поток воздуха. Упражнения на дыхание должны быть регулярными и включать в себя длительные, медленные вдохи и выдохи, а также упражнения на развитие дыхательной выносливости.
Мышечная сила и выносливость: Игра в верхнем регистре требует значительной силы и контроля над мышцами губ, языка, щек и диафрагмы. Важно избегать чрезмерного напряжения.
Позиция тела: Прямая осанка, расслабленные плечи, расправленная грудная клетка и правильное положение инструмента – все это способствует свободному и эффективному дыханию.
Усталость: Избегайте игры в верхнем регистре, когда устали. Это может привести к травмам.
Терпение: Развитие верхнего регистра требует времени и терпения. Не стоит ожидать быстрых результатов.